О «дикой» цивилизации и вечной любви

Фото: www.uralpressa.ru

Когда очаровательная Марга появляется в богатом испанском имении и ей представляют будущего ученика – совершенно неграмотного юношу 24 лет, двадцать из которых он провел вдали от цивилизации, зритель понимает: любовь между ними неизбежна.

Валентина СОКОЛОВА

фото: orendrama.ru

  «Мужчина в первый раз видит прекрасную женщину и падает ниц, словно дикарь, увидевший солнце». Именно любовь станет движущей силой и главной интригой этой занимательной мелодрамы, поставленной режиссером Александром Федоровым по пьесе Алехандро Касоны «Дикарь» (или «Третье слово»). Но перед нами не многократно описанная в различных произведениях история про Пигмалиона и Галатею. Спектакль гораздо сложнее, интереснее и, пожалуй, реалистичнее. Он соответствует закону жизни, по которому, чтобы преобразить другого человека, ты и сам должен измениться.

По сути, пьеса Касоны, написанная в 1953 году - это притча о ложных и истинных ценностях. И не случайно сам автор указывает: время и место действия произвольны. Дикарь Пабло (актер Дмитрий Татаринцев) по понятным причинам не желает соответствовать элементарным правилам поведения в обществе. Дитя гор, которое знает язык зверей и птиц, умеет читать по звездам и слышит, как растет трава, бунтует против мира, полного искусственных ограничений. Любую фальшь он чувствует интуитивно. Но Марге (актриса Юлия Каштанова) удается преодолеть его нежелание изучать «все эти точки и запятые». И не только потому, что она спонтанно находит великолепный педагогический прием, пробираясь к уму героя через произведения искусства, музыку (подобранную музыкальным редактором Тамарой Пикулевой) и картины, которые вызывают у Пабло ассоциации с родным для него миром природы. Мы видим, как молодая хрупкая женщина вкладывает в этот процесс всю душу. Будто от успеха в нем зависит ее жизнь. Она как туго натянутая струна, это состояние подчеркивает и голос, звучащий с надрывом. Не университетские премудрости, а в первую очередь искренность и чистота души, так точно переданные актрисой, становятся тем мостиком, который связывает главных героев.

В одной из сцен Марга говорит очень важную вещь: возможно, это общение важнее для меня, чем для него. Проходит совсем немного времени, и вот уже учительница бегает с ружьем по горам, а Пабло постигает не только грамматику и арифметику, но и экономику управления имением. Образ дикаря - одно из открытий этого спектакля, хотя бы по той причине, что в роли главного героя впервые выступает молодой актер Дмитрий Татаринцев. Сыграть дикаря, показать тонкие нюансы его перевоплощения в человека вполне социализированного, но при этом не утратившего связи с природой, – задача не из легких. И по большому счету, дебют актеру удался. Ну а энергетика дуэта в целом получилась настолько сильной, что, казалось, захватила каждого зрителя в этом зале.

Спектакль «Дикарь» ценен и своей необычной атмосферой. Ее, конечно, создает присутствие двух добрых хранительниц имения, тетушек главного героя в исполнении заслуженной артистки РФ Надежды Величко и актрисы Виктории Брун. От них действительно «веет духом старых вееров и семейных альбомов». Пусть «они увяли от одиночества и безбрачия», но не утратили способности любить. Оборотную сторону цивилизации в спектакле являет карикатурное семейство профессора Хулио, неподражаемого в комедийных образах заслуженного артиста РФ Владимира Бухарова. Его супруга (актриса Ирина Прохорова) и дочь (Александра Бражникова) выглядят так же вызывающе, как яркие бусы, которыми миссионеры пытались подкупить аборигенов. Вот с такой цивилизацией наш дикарь, похоже, не согласится смириться никогда.

Зато в его мир, мир природы, где он пропадает вместе со своей возлюбленной, многие зрители переместились бы с удовольствием. И ведь он совсем рядом: стоит только руку протянуть - и ты прикоснешься к этой чудесной зелени, окутывающей все сценическое пространство. Декорации, созданные художником-постановщиком Таном Еникеевым, получились настолько реалистичными, что можно почувствовать дыхание леса и гор. И осознать наконец простую истину, первую, о которой Пабло сообщил своей учительнице: смысл человеческого существования выражается всего тремя словами - жизнь, смерть и… любовь. А она в ответ своим особенным голосом, с таким надрывом, сказала: ты пиши их, пожалуйста, с большой буквы.

 

Р. S. В другом составе спектакля «Дикарь» главные роли исполнили Юлия Дмитриева и Данила Сайфуллин, тетушек сыграли Наталья Панова и заслуженная артистка РФ Зинаида Карпович. В этой постановке заняты и такие любимые оренбургским зрителем заслуженные артисты, как Александр Папыкин, Сергей Кунин и Юрий Труба. А также Алсу Шамсутдинова, Ольга Бересток и Роман Ефимов.

 
По теме
1 декабря в 18:30 в Оренбургском драматическом театре им. М. Горького пройдет премьера спектакля «Дикарь» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Третье слово».
30.11.2017
Привязанные к воде - В Гае.Ru Если от Колпака двигаться вниз по течению Урала, то, миновав череду неповторимых речных пейзажей, окажешься вот у этого травянистого вала.
22.09.2018
 
Сотрудниками полиции по горячим следам задержаны подозреваемые в краже двух аккумуляторов - Time56.Ru Сотрудниками патрульно-постовой службы полиции при патрулировании у дома по улице Новой г. Оренбурга были задержаны подозреваемые в краже двух аккумуляторов с грузового автомобиля.
21.09.2018 Time56.Ru
Аксаковские дни. Где бесплатно: 23 сентября - Министерство культуры и внешних связей 23 сентября в 12:00 в селе Грачевка начнется праздник «Аксаковская осень» (0+), организатором которого выступает муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная клубная система Грачевского района».
21.09.2018 Министерство культуры и внешних связей
Привязанные к воде - В Гае.Ru Если от Колпака двигаться вниз по течению Урала, то, миновав череду неповторимых речных пейзажей, окажешься вот у этого травянистого вала.
22.09.2018 В Гае.Ru
В честь полувекового юбилея - Вечерний Оренбург Дина Елманова  Прославленный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева вновь посетил Оренбург.
21.09.2018 Вечерний Оренбург