Наталия Вершинина, фото автора
В Оренбурге с 30 ноября по 2 декабря состоялся IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Автор не ошибся, не написав «имени»: праздник высокого искусства задуман как приношение друзей и коллег великому музыканту. Здесь нет места скорби. А есть только радость от встречи с маэстро и с искусством самой высшей пробы. Поэтому и портрет маэстро над сценой выбран такой, где он улыбается, приветствуя и тех, кто на сцене, и тех, кто в зале.
Светлана Безотосная – первая скрипка «Эйфории»
Только три города удостоены такой чести – принимать фестиваль на своих концертных площадках: Москва, Баку, родина музыканта, и Оренбург. Стартует праздничный марафон в столице 27 марта, в день рождения Мстислава Леопольдовича. Среди участников и гостей – люди и коллективы, с которыми знаменитый музыкант дружил или был творчески связан в течение жизни. Большей частью исполняется музыка композиторов, с которыми маэстро так или иначе сотрудничал, чью музыку исполнял. Поэтому каждый концерт – событие.
«Составляя программу, я веду диалог с папой, – говорит художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович. – Он мой негласный советник во всем, что я делаю, ведь меня с ним связывали совершенно удивительные узы, и мы понимали друг друга без слов. Папа любил русскую публику – широко образованную, требовательную, и одновременно благодарную и отзывчивую».
В Оренбурге имя маэстро знакомо каждому жителю. Музыкант, оказавшийся в эвакуации в Оренбурге в 1941 году, спустя десятилетия, будучи уже исполнителем с мировой известностью, солировал в концертах и давал мастер-классы для студентов и преподавателей Оренбургского государственного института искусств, носящего имя Ростроповичей.
Оренбуржье в семейной хронике Ростроповича занимает не последнее место. Маэстро искренне любил наш город.
– Жизнь семьи Ростроповича тесно связана с Оренбургом , – сказал на открытии фестиваля вице-губернатор – заместитель председателя правительства Оренбургской области по социальной политике Павел Самсонов. – Это родина мамы, деда и прадеда Мстислава Ростроповича. Семья Федотовых-Ростроповичей стояла у истоков становления профессионального музыкального образования в Оренбуржье. Оренбуржцы хранят в памяти все встречи с Мстиславом Ростроповичем, вспоминают его простоту в общении с людьми.
Фестиваль начался 30 ноября: на сцене Оренбургского драматического театра имени М. Горького солисты и оркестр Центра оперного пения имени Галины Вишневской исполнили оперу Джузеппе Верди «Риголетто».
Сцена из спектакля «Риголетто», открывшего фестиваль
Спектакль был поставлен в 2005 году режиссёром из Македонии Иваном Поповски. Художественный руководитель постановки – Галина Вишневская. 11 лет опера украшает афишу центра. И вот, наконец, её смогут услышать оренбургские меломаны. «Театр уж полон. Ложи блещут…». В этот вечер в драматическом театре всё необычно, начиная с того что убраны первые ряды партера, освободившееся пространство занимает оркестр, которым в этот вечер дирижирует итальянец Марко Боэми. Заглавную партию герцога Мантуанского тоже исполняет итальянец – Анджело Фьоре. Спектакль непростой. Сама Галина Павловна называла его «трудным». Но первое действие проходит на одном дыхании. Всё завораживает: и пение, и костюмы, и декорации, и мизансцены. И драматический накал. Выбор Галины Павловны пал именно на это произведение не случайно: она считала, что опера «Риголетто» принадлежит к шедеврам не только самого Верди, но и мировой музыки.
В антракте встречаемся с дирижёром. Находим Марко Боэми в гримуборной. Он в отличном настроении: спектакль идёт хорошо.
Дирижёр Марко Боэми очень доволен приёмом
– Хотя, конечно, очень неожиданно, что оркестр сидит в зале, – говорит дирижёр. – Для меня это удивительный опыт. Первый раз в жизни. (Для оренбуржцев – нет. Центр оперного пения уже привозил в Оренбург оперы, которые шли в драматическом театре, с оркестром в зале – Н. В.). Я обратил внимание на то, что публика очень сконцентрирована на происходящем.
Марко Боэми приглашён на фестиваль потому, что Мстислав Ростропович занимает в его жизни особое место.
– Я много раз видел, как он дирижирует, поскольку он тесно сотрудничал с оркестром Национальной Академии Санта-Чечилия в Риме, – рассказывает он. – Первый раз я его увидел, когда был очень молод. Он стал для меня не просто музыкантом, а символом свободы и знания того, как наслаждаться искусством. И его жизнь – это не только легенда, но и История с большой буквы. Для меня было большой честью получить предложение поучаствовать в фестивале Ростроповича.
Заглядываем в гримёрку к Екатерине Савинковой , исполняющей партию Джильды, дочери Риголетто. Она занимается в Центре оперного пения Галины Вишневской два года. Ей не посчастливилось знать лично ни Галину Павловну, ни Мстислава Леопольдовича, но она смотрела много мастер-классов, много читала о них.
– Это великие люди, великие музыканты, которые вдохновляют на творчество, – говорит певица. – Мысли о них придают сил.
В Оренбурге она первый раз. Говорит, что наш город похож на её вторую родину – Пензу. Например, архитектурой в старой части города. Вот и театры похожи. Но больше всего ей нравится публика, которая ещё до начала спектакля уже была в предвкушении. И очень горячо аплодирует.
Вечер следующего дня был посвящён 125-летию Сергея Прокофьева, которого Ростропович называл своим другом и учителем. В зале областной филармонии в исполнении академического хора Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей, муниципального камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств России Ольги Серебрийской, оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской прозвучала кантата «Александр Невский» и фрагменты из сюиты «Ромео и Джульетта». Юный пианист из Тбилиси, лауреат международного конкурса Давит Хрикули исполнил сонату для фортепиано №7.
2 декабря на мажорной ноте завершил фестиваль баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор Айдар Гайнуллин с замечательным ансамблем «Эйфория». Айдар из тех, кому судьба преподнесла такой подарок – встречу и общение с маэстро. Ему посчастливилось быть стипендиатом фонда Мстислава Ростроповича. Именно маэстро вывел совсем молодого тогда баяниста на большую сцену. Благодаря ему состоялись выступления Айдара Гайнуллина в Лондоне, Париже. А вскоре его узнали во многих странах мира. Так что без преувеличения можно сказать, что путёвку в жизнь молодой музыкант получил из рук маэстро. Ныне он и сам звезда и выступает с такими звёздами, как Анна Нетребко, Сейджи Озава, Денис Мацуев, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Мирей Матье.
На фестивале прозвучали хиты испанской и итальянской музыки, в частности обожаемое публикой «Либертанго» Астора Пьяццолы, а также фрагменты из «Адажио» Альбинони, «Шторм» Вивальди и, конечно, музыка самого Айдара к фильмам «Кислород» и «Эйфория». Кстати, недавно Айдар завершил работу над саундтреком к третьей кинокартине, где продюсером выступает Люк Бессон, «Сибирь, монамур», заявленной на Каннский кинофестиваль. Фильм уже имеет более 70 международных кинопремий в Испании, Италии, США, России, Польше. Завершая выступление на оренбургской сцене, Айдар сказал: «Маэстро был не только гениальным музыкантом, но и обладал колоссальным чувством юмора. И поэтому мы для вас сейчас сыграем что-то такое»… И они сыграли «Караван» Дюка Эллингтона. Весело, искромётно, блистательно.
– Фестиваль Мстислава Ростроповича – это наш с вами общий праздник , – сказала однажды его дочь Ольга, – и я верю, что его история будет долгой и прекрасной