Hок-музыка без искренности «не стреляет»



Ким Брейтбург:  «Срок годности» любой рок-группы – не более 7-ми лет

В 1983 году в «Московском Комсомольце» был опубликован первый в советской практике рейтинг рок-исполнителей. За основу взяли опрос экспертов из числа музыкантов и журналистов Москвы, Таллинна и Ленинграда. По сути, это был первый рок-чарт в СССР. Пятое место в «хит-параде», пропустив вперёд «Машину времени» и «Аквариум», заняла украинская группа «Диалог», в которой пел Ким Брейтбург.

Сегодня это имя знакомо каждому счастливому обладателю телевизора. Спродюсированные Брейтбургом музыкальные шоу собирают у экранов полстраны. Его хиты занимают вершины уже реальных хит-парадов. Поп-проекты, начатые им ещё в 90-х, до сих пор имеют массовую аудиторию. Артисты, исполняющие его песни, представляют собой настоящий Олимп отечественной эстрады – вечный и непотопимый. Это Алла Пугачёва , Филипп Киркоров , Валерий Леонтьев , Лайма Вайкуле , Лариса Долина , «Премьер-министр» – и множество других имён, которые, похоже, въелись в наш слух. И к ним уже присоединилась новая волна артистов, стремительно набирающих популярность. Алексей Гоман , Александр Панайотов , Руслан Алехно , Алексей Чумаков , группа «Ассорти» – все они так же завоёвывают публику хитами Кима Брейтбурга. Во многом именно он определил облик и прошлой, и нынешней российской поп-сцены.


А знаменитый продюсер в это время уже пожинает плоды успеха в жанре мюзикла. «Голубая камея» , «Дубровский» , «Казанова» , «Леонардо» и множество других костюмированных постановок на исторические темы перенаправили мощный поток публики из кино в театры. Мюзиклы, рок-оперы, эстрадные хиты, баллады, выступления на сцене, продюсирование, аранжировка – придётся очень долго искать область музыкального шоу-бизнеса, где Ким Брейтбург не оставил бы заметного следа. И, пожалуй, поиски закончатся ничем.

Разумеется, рок-н-ролльное прошлое кармически притянуло к маэстро ещё и конкурс молодых рок-музыкантов... Для Оренбурга и «Нового Движения» Ким Брейтбург поистине – знаковая фигура. В прошлом сезоне шоу он выступил в качестве эксперта в паре конкурсных выпусков. Вошёл в жюри полуфинала, «пожурив» ряд участников за вялость и зажмуренные глаза во время «живого» опен-эйра. Почтил своим присутствием финал, пропустив очередное вручение премии «Песня года» . А в этом году взял оренбургский проект полностью под свою опеку, став художественным руководителем III сезона. Возглавил жюри кастинга, задевая меткими комментариями все чувствительные места отдельных участников, так и не расставшихся с вялостью. Показал себя специалистом в вопросах драйва, месседжа и несговорчивых фронтменов. Основал целый пласт внутриконкурсного фольклора; для многих причастных к проекту лиц его имя стало практически нарицательным. Выступил экспертом в трёх конкурсных выпусках и лично отобрал четырёх полуфиналистов для участия в финале. Написал для «Нового Движения» официальный гимн! И, наконец, стал председателем экспертного состава финала III сезона.

Худрук, эксперт, автор гимна, уже почти что символ проекта – всё это он, Ким Брейтбург. Само собой, мы не упустили возможность эксклюзивно пообщаться с человеком, чей стаж работы в шоу-бизнесе превышает возраст многих участников «НД». Три непременных компонента успеха, поющие офтальмологи, разница знаменателей российской и зарубежной публики, как собрать подряд десять дворцов спорта, почему не стоит уезжать в Москву, когда у музыканта смещается точка сборки и что остаётся главным в мире бесконечных иллюзий и компромиссов. И для начала – вопрос, который просто невозможно не задать…

- Ким Александрович, пожалуй, чаще всего в ваших комментариях звучало слово «драйв». В то же время многие ( не только молодые) артисты считают, что всё, что от них требуется на сцене – это сыграть. Они, мол, музыканты, а не клоуны. Вы с этим согласны?

- Нет, не согласен. Без эмоционального приложения музыка, сама по себе, – мертва. Неважно, в каком жанре. Посмотрите, как играет Денис Мацуев или Юрий Башмет , посмотрите на лучших музыкантов рока, джазовых, классических… да любых – их выступления связаны с затратами энергии. Есть такое понятие в сценической деятельности как «энергоёмкость»: сколько нужно затратить энергии, чтобы выполнить ту или иную задачу. Ничего не посылая в зал, невозможно получить какую-то отдачу оттуда. И наоборот – так устроено сценическое «волшебство» – чем больше ты в зал посылаешь, тем больше тебе возвращается. Зал работает, как трансформатор. Ты туда посылаешь небольшое напряжение, а возвращается тебе большое. Тем более, если ты это делаешь искренне... В вашем проекте много рок-групп, а рок-музыка, если неискренне её исполнять, вообще не работает. В роке очень важна энергетика. В этом смысле «драйв» – это определённый энергетический заряд, который обязательно должен идти в зал.

Выскажу такую крамольную мысль: порой не столько неважно, что ты поёшь, сколько важно – с каким посылом. Именно этот посыл и убеждает людей. Люди, как правило, воспринимают музыку (как и искусство в целом) не на интеллектуальном уровне, а на уровне эмоций. Послал эмоциональный заряд – тебе вернулось. И – да, я обращаю на это внимание, поскольку сам работал на сцене около 20 лет. Я знаю, насколько это важно. Я много раз видел неплохие группы, у которых не было никакого контакта с залом. И уходили они со сцены под стук собственных каблуков. Это просто было неинтересно! И эти группы не выжили. А те, что были энергетически состоятельными, прожили долгую творческую жизнь, доставили массу удовольствия поклонникам и оставили после себя значительный след. Поэтому «драйв» – это очень важно.

- Думаю, что многих участников «Нового Движения» волнует один и тот же вопрос. Он банально звучит, но его задают себе 99% начинающих музыкантов. Как добиться успеха, играя свою музыку? От чего он зависит? И можно ли его предугадать?

- Смотрите, здесь важен такой момент. В жизни любого артиста есть период, когда он учится. Причём по-разному: есть те, кто получает музыкальное образование. Есть самоучки. В рок-н-ролле вообще мало людей, имеющих какую-то профессиональную подготовку. Здесь обычно учатся, слушая записи хороших команд, качественную музыку. Слава Богу, сегодня в Интернете можно найти всё: какими приёмами пользуется тот или иной гитарист, и так далее.

Но важно, чтобы этот период обучения не затянулся навсегда. В какой-то момент нужно от этой «соски» оторваться; отойти от чужой подпитки и начать действовать самостоятельно. Вот как раз в этом – самая большая проблема. Ведь можно спокойно оставаться вторичным всю жизнь, кого-то копируя. Но при этом ты будешь абсолютно неинтересен – потому что, скажем, вторая «Nirvana» не нужна. Одной достаточно! Ни к чему, допустим, копировать Джексона, потому что круче, чем Майкл, ты, как бы ни кривлялся, не станцуешь и не споёшь. Надо просто в определённый момент спросить себя: что я хочу сказать миру? Надо «месседж» сформулировать свой, оригинальный.

Я понимаю, что в наше время абсолютно оригинальным быть невозможно. Но всё-таки нужно найти некое зерно, которое будет отличать от всего остального. И, на мой взгляд, сформулирован этот месседж может быть только людьми думающими, обладающими способностями к глубокому анализу. Просто так что-то оголтело орать со сцены – это же ещё не всё! Могут быть варианты, когда и с этим можно пробиться, но маловероятно. В наше время нужно быть умным. Следующие компоненты должны присутствовать. Первое: творчество, само собой. Второе: готовность к старту. Многие люди к старту не готовы. Когда им говоришь: время настало – показывай, что ты можешь! – у людей находится миллион отговорок. То «в мониторы не слышно», то «гитара расстроилась», то ещё куча причин. А нужно быть готовым, как буддийский монах, который смотрит на своё колесо и моментально впадает в транс. Раз – и готово.

Третье: наличие определённой культуры и интеллекта. Они необходимы, чтобы проанализировать определённые современные тенденции и сделать правильный вывод. Причём вывод, который будет не оторван от реальной жизни: мы живём не в Англии и не в Соединённых Штатах. Мы живём в России. Нужно сделать вывод, чтобы прийти именно к своему народу. Не какому-то всемирному, планетарному, а своему. А прийти к нему можно только с определённым месседжем. И если он будет точен, то народ ответит. И не только народ – ответят продюсеры, СМИ, шоу-бизнес. И тогда можно будет добиться определённых результатов.

Можно просчитать, конечно, и вычислить успех. Но для этого нужен большой опыт; для молодых ребят это сложно. Это уже относится к сугубо профессиональной области.

- Ещё один вопрос, который «прорезался» в этом сезоне особенно остро. Многие эксперты упрекают команды, поющие на английском, в отсутствии патриотизма. А в этом году англоязычных групп у нас – чуть ли не половина состава. По России, в целом, «англоманов» тоже достаточно. И у них есть весомый аргумент: рок-музыка – американское изобретение и первоначально исполнялась на английском языке. Но мы-то в России! Как быть?

- Я копну, опять-таки, чуть глубже. Если говорить о музыкальных жанрах, то опера, например, возникла в Италии. Первые оперы были на итальянском языке. И до сегодняшнего дня она исполняется на итальянском, потому что он для неё родной. Но существует масса авторов, создавших оперную классику: во Франции, Германии и так далее. В каждом случае опера исполняется на том языке, на котором создан текст. Что касается рок-музыки – согласен, она возникла не в России, а в Америке. Но! Давайте тоже проведём аналогию. У нас же появился Чайковский . Понимаете? И Глинка появился, и Мусоргский . И оперу «Евгений Онегин» в Америке поют на русском языке. Это движение встречное. И поэтому, если бы (условно) у нас появилась группа, которая могла бы конкурировать с западными аналогами, то, возможно, эту группу стали бы и на русском слушать на Западе. Но это такое, наивное рассуждение… Такое вряд ли вероятно. Не то что бы мы вообще не могли конкурировать с западными группами – такое возможно. Но на западный рынок очень сложно просочиться. Там своих хватает, кто поёт на английском и является носителем языка. И не только языка, но и менталитета! Моё убеждение: наднациональным проектом можно стать, только когда ты глубоко национален. Если ты оригинален в своём творчестве и находишься в рамках собственной культуры – у тебя есть шансы стать интересным на западе. Не наоборот. В одну очередь вставать не рекомендую. Нужно создавать свою нишу и существовать в своём измерении – русском, славянском. Тогда можно добиться успеха. Потому что успех приходит, как ветер. Как природное явление! Он приходит – и уходит, кстати... Поэтому нужно культивировать национальную культуру, частью которой сегодня стала и рок-музыка.

- «Новое Движение» – проект региональный (хотя группы из Москвы у нас тоже были). Есть такой тренд у команд из провинции: ехать в столицу в поисках лучшей доли. Дескать, на родине их никто не понимает… Насколько оправдан такой шаг?

- Очень многие команды раскрутились через Интернет, не будучи столичными. Я даже знаю прецеденты, когда кассовые сборы были обеспечены приезжим группам, которые не были «вмонтированы» в систему столичных тусовок.

А вообще: ну вот, приехать группе в Москву – и что? Потеряться там среди других команд? Работать по московским клубам? Просто если это считается популярностью, то, на мой взгляд, такая популярность ничего не стоит. Есть целый ряд команд, сумевших добиться национального признания: почти все они – из провинции. И мне кажется, что их ценность оформилась задолго до того, как они появились в столице.

На мой взгляд, у провинции есть одно большое достоинство, которое сказывается на нашей культуре – не только в музыке, но и в литературе, театре и т. д. В провинции есть отличная возможность сформулировать вот этот самый «месседж», про который я столько говорю. На самом деле, очень мало столичных групп, которые стали действительно популярными. В столице много тусовок, много влияний – люди как бы набираются «лишней» информации и становятся вторичными в своём творчестве. А вот в провинции есть возможность сосредоточиться. Замкнуться, если хотите... Именно для того, чтобы создать свой собственный, оригинальный продукт. А уже потом этот продукт выносить на более широкую аудиторию. Живя в провинции – тем более, сейчас, когда вся информация доступна через Интернет – люди абсолютно ничего не теряют. А может быть, даже и выигрывают... В столице идёт борьба за выживание – а здесь можно спокойно творить. И чувствовать себя комфортней, при меньшей затрате материальных средств.

На мой взгляд, в Москву надо ехать тогда, когда ты стал действительно популярным у себя дома. Я много раз был свидетелем того, как группа сначала становилась популярной у себя – и это было точным доказательством того, что она станет популярной повсюду. Любой город – это, в каком-то смысле, модель нашего государства. Если те 600 тысяч населения, которые живут в Оренбурге, скажут: круто, нам нравится! – уверяю вас, «нам нравится» скажет и вся страна.

Поэтому, ребята: становитесь популярными сначала в своём городе! Действительно популярными. Чтобы поклонники за вами ездили, чтобы их было много. Чтобы вы были настоящими лидерами своего поколения! И тогда – есть все шансы…

Продолжение интервью читайте на официальном сайте проекта: http://orenshow.ru/news/128728

13 ноября в 19:00 в ДКиС «Газовик» стартует грандиозное финальное шоу III сезона. В составе экспертов – Валерия Брейтбург , Артур Беркут , Олег Грабко , Владимир Кальян , Сергей Табачников – и, конечно же, главный эксперт проекта, Ким Брейтбург . Увидимся на финале!

беседовала Валерия Данова


 
По теме
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика компенсации за нарушение исключительных прав, которое выразилось в незаконном использовании ответчиком объектов авторских прав, принадлежащих истцу.
Соль-Илецким районным судом вынесен обвинительный приговор в отношении жителя г. Соль-Илецка, которым он признан виновным в совершении покушения на хищение чужого имущества путем обмана,
Соль-Илецкий районный суд
В эти дни… 4 года назад - Законодательное Собрание В связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Торгово-промышленной палате области с участием депутатов обсуждалось, как помочь бизнесу.
Законодательное Собрание
Александровским районным судом Оренбургской области рассмотрено уголовное дело в отношении мужчины, который не уплачивал денежные средства на содержание своего несовершеннолетнего ребенка.
Александровский районный суд
Оренбургские работники культуры принимают поздравления - Orenburg.Media Сегодня, 28 марта, на праздничном мероприятии в ДК «Россия» собрались представители одной из самых непростых и в то же время самых интересных сфер общественной жизни города: библиотекари, специалисты музейного дела,
Orenburg.Media