Правда или самооправдание

Фото: uralpressa.ru

Размышления о фильмах «Троцкий» и «Демон революции»

Владимир НИКИТИН

Рекламу этих фильмов закрутили на телеэкранах еще задолго до дней показа 6 – 9 ноября, при этом броские картинки сопровождались обещанием не отступать от правды. Очень на это хотелось надеяться. Ну сколько можно поносить народ, совершивший Революцию, признанную во всем мире величайшим событием XX века, сколько можно поливать грязью вождей, о которых с почтением отзывались многие видные деятели, в числе которых великий французский писатель Ромен Роллан, английский премьер Уинстон Черчилль и наш патриарх Алексий I! Да, были большие издержки великого переворота, тяжелые жертвы и перегибы. О них тоже нельзя молчать. Надо анализировать, что из жертв было оправданным и почему, а что нет. Думалось, что это и хотят начать авторы фильмов «Демон революции» и «Троцкий». Тем более что и Путин призвал к примирению красных и белых.

В темных углах детали теряются

Но когда я увидел, что один из сериалов представляет вдохновитель пошлой телеразвлекаловки Константин Эрнст, а в исполнителях одной из ролей – Сергей Гармаш, взяло сомнение. Да разве будет стремиться к объективному анализу телемагнат с доходами в сотни миллионов рублей или актер, которому съемка лишь в одном клипе, посвященном рекламе банка, принесла 15 миллионов рубликов! При советской власти они, разумеется, не получали и сотой части этих доходов, жили на зарплаты и гонорары из средств с продаж телевизоров, отчисляемых заводами. Теперь же в их распоряжении деньги от безудержной рекламы на ТВ, техническая база которого создана всем народом и присвоена кучкой телебояр.

Впрочем, правда в обоих фильмах была. Правда бытовой детали, уводящая героев в суету обыденной жизни. Например, Троцкому было действительно не до своих детей. Первую жену он вообще бросил в Сибири с малолетками, не оказав им никакой помощи, хотя имел такую возможность. Его личная хроника подтверждает и любовь к бронепоезду, который рассекал просторы России, и страсть к жестоким мерам против отступающих красноармейцев (однажды он расстрелял каждого десятого из бежавших с поля боя). Но вот дело доходит до решающих моментов революции. И тут Троцкий предстает едва ли не пустозвоном, произносящим довольно шаблонные фразы, в общем-то не способные зажечь массы. Между тем он был признанным оратором, умеющим мобилизовать народ. Я вспоминаю, как восхищался им мой односельчанин Шкода, которому пришлось участвовать в Гражданской войне и довелось слушать Троцкого. Он взахлеб говорил о нем перед нами, мальчишками, не боясь тогдашних запретов на это имя.

В фильмах Лев Давидович – самоуверенный одиночка, который самочинно, без товарищей по партии решает судьбы революции. Само ее начало он вроде произвольно переносит с 27 октября, как наметил Ленин, на 25-е. И никаких тебе объяснений. Между тем известны документы, неопровержимо свидетельствующие, что восстание началось именно по ленинскому плану, и еще не забыты слова вождя: сегодня еще рано, завтра будет поздно. В сериале же Троцкий дурашливо заглядывает в темные углы кабинета и иронически вопрошает тех, кто говорит о руководящей роли Ленина: где он, где он, куда спрятался от революции?

Постельные сцены важнее разрухи

На самом деле Троцкий точно знал, почему накануне переворота Ленина не оказалось в столице. Он приехал из Германии и был объявлен немецким агентом. Керенский издал приказ о его немедленном аресте. Поэтому-то он скрывался в Разливе. А Троцкий прибыл из дружественной Антанте Америки. Поэтому мог действовать легально и действительно сыграл важную роль в революции. Он никак не мог принижать участие вождя, в руках которого были все нити восстания. Поэтому шаржированная сцена, в которой Лев Давидович с демонстративным сарказмом говорит о миссии Ленина, выглядит лишь примитивным художественным приемом, призванным внешне соблюсти правду факта, но по сути извратившим ее до неузнаваемости.

Можно с уверенностью сказать, что авторы фильмов сознательно так использовали правду деталей, чтобы затемнить и исказить правду историческую. Вожди предстают как злобные, вечно грызущиеся между собой вожаки, которые бьются за личную власть (Ленин даже грозит Троцкому скинуть его с крыши). По сути дела, уходят из поля зрения грандиозные бедствия страны, которые сделали восстание неизбежным: разруха, голод, миллионы загубленных жизней, бессмысленность войны, нерешенность земельного вопроса. Вроде все это тогда даже не обсуждалось. На первое место постоянно выходят постельные сцены, шуршание нижних юбок да песни женщин про атамана разбойников в присутствии Ленина – намек авторов очевиден. На фоне жестокости революционеров демонстративно показана мягкость, интеллигентность жандармов. Это их, оказывается, избивали до крови в застенках, хотя они ведь вот как пеклись о правах человека: стоило известному революционеру Красину пристыдить сатрапа, припугнуть адвокатом, как тот сразу сдался и отпустил задержанного, будущего автора ГОЭЛРО.

Германский след не найден

Оба фильма старались уверить зрителя, что революция совершена на немецкие деньги. Для этого одним из главных героев сделали Парвуса, роль которого исполняли два совершенно разнохарактерных артиста. Именно его сценаристы пытались превратить в демона революции, обеспечившего сделку с немецким генштабом. Он действительно хотел быть посредником. Но быстро прославился как провокатор. Во время Первой мировой стал ярым немецким шовинистом, хотя был евреем (настоящая фамилия – Гельфанд). Шовинистической идеологией был пропитан его еженедельник «Колокол» (ничего из этого не показано в фильмах). Парвус сотрудничал с германской контрразведкой и нажил на военных поставках миллионное состояние. Это было хорошо известно Ленину, и он отрицательно относился к псевдореволюционеру. Современные историки, в частности автор недавней публикации в «Литературной газете» Георгий Цаголов, заявляют, что доказательств использования немецких денег для подготовки революции нет. Но мы и сами в состоянии рассудить на сей счет: как германская субсидия могла пересилить огромные средства российского правительства и буржуазии, выделяемые на пропаганду? Нет, народ и без пропаганды хорошо понимал свое бедственное состояние.

Хозяйчики предпочитают прибыль

Драмы и трагедии Великой революции определялись не мелкими устремлениями вождей, а именно тяжелейшим положением страны, оказавшейся на распутье. У меня нет сомнения в том, что Октябрьское восстание измученного народа стало тогда неизбежным. Другой вопрос, готовы ли мы были к переходу к социализму. Думаю, что – нет. 80 процентов населения было неграмотным, четыре пятых его жили в селе. Вопреки утверждениям нынешних пропагандистов, будто Россия была передовой промышленной державой, она отставала от Запада по всем основным показателям и ее технический уровень поддерживался иностранными технологиями и машинами. Вот почему Ленин принял решение о переходе к нэпу – нужно было подтянуть страну. О новой политике он сказал, что она «всерьез и надолго».

Вот эта коллизия, а не вздорные личные укусы и стычки между Троцким и Сталиным, как показано в сериалах, развели вождей по разные стороны баррикад. Первый считал, что победа социализма в России без помощи западного пролетариата невозможна. Это порождало неверие в будущее и вело к сдаче позиций революции. Сталин же провозгласил вслед за Лениным, что построение нового общества в отдельно взятой стране, богатой ресурсами, вполне реально. И это открыло перспективы для строительства пролетарско-крестьянского государства. В то же время породило новый раскол в обществе и противостояние сил. Владимир Ильич стратегически мыслил правильно: надо, надо было использовать частную инициативу, чтобы мобилизовать припрятанные капиталы и торговлю на реконструкцию. Но почему Сталин свернул с этой дороги? А потому, что он видел: нэп хотя и принес хорошие результаты, укрепил рубль, но не способен обеспечить форсированные темпы модернизации экономики. Между тем надвигающаяся Вторая мировая война требовала пробежать в десять лет расстояние, которое другие страны прошли за сто. У хозяйчиков же главный интерес – в прибыли, а чтобы «жила страна родная», особой заботы не было.

Вот какую правду хотелось бы увидеть и услышать в фильмах, посвященных урокам Октября. Но киноподельщики продолжают идти по проторенному пути оправдания своего благостного положения. Такие телеверсии не объединяют общество, к чему призывает президент, а еще более раскалывают его.

 

 
По теме
В ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области прошло мероприятие, посвященное 200-летию со Дня рождения Ивана Тургенева - УФСИН по Оренбургской области В рамках декады русского языка и литературы «Живое русское слово» в учебно-консультационном пункте ИК-5 прошло мероприятие, посвященное 200-летию со Дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
20.10.2018
В Областной полиэтнической детской библиотеке состоялась встреча с детской писательницей Тамарой Крюковой - Министерство культуры и внешних связей В Оренбургской областной полиэтнической детской библиотеке состоялся час литературного чтения, приуроченный к юбилею известной детской писательницы Тамары Крюковой.
19.10.2018
Сотрудники Регионального центра развития культуры Оренбургской области провели выездной семинар-практикум в Домабровке - Министерство культуры и внешних связей На этой неделе сотрудники Регионального центра развития культуры Оренбургской области посетили Домбаровку с целью оказания методической помощи и повышения квалификации сотрудников культурно-досуговой сферы.
19.10.2018
 
10 ноября в 11:00 в Доме культуры «Машиностроитель» города Бузулука начнется музыкальный фестиваль «Гармонь живет – душа поет», посвященный памяти бузулукского баяниста Павла Мишина.
19.10.2018
Искусствоведческий лекторий откроется страницей о биографии Сергея Варламова - Министерство культуры и внешних связей 25 октября в 11:30 в Областном музее изобразительных искусств состоится публичная лекция, открывающая лекторий по истории художественной жизни Оренбуржья.
19.10.2018
 
В Оренбургской области реализуется региональный проект «Оренбургская провинция: культурный слой» по поддержке и развитию потенциала территорий Оренбуржья в сфере культуры и искусства.
19.10.2018
Представители комиссии по делам несовершеннолетних посетили колонию для подростков в Стерлитамаке - Администрация г. Оренбург Инициатива поездки в колонию для несовершеннолетних подростков в Стерлитамак принадлежит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Оренбурга под председательством Валентины Снатенковой -
19.10.2018 Администрация г. Оренбург
Горит дом. Уже обрушилась  кровля - В Гае.Ru В переулке Кленовый горит дом - один из двух недостроев, которые когда-то числились на балансе вневедомственной охраны, а затем перешли в ведомство МВД.
20.10.2018 В Гае.Ru
Трагедия произошла в Кувандыкском районе. Между супругами, прожившими в браке 20 лет, возник конфликт в результате которого 42-летняя женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения,
19.10.2018 Газета Оренбуржье
Дзержинский районный суд Оренбурга огласил приговор орчанину, бывшему студенту ОГУ, который убил преподавательницу.
17.10.2018 Орская Газета
Причиной получения ожогов явился взрыв самогонного аппарата. Предварительно установлено, что мужчины получили травмы при приготовлении самогона.
17.10.2018 Газета Оренбуржье
В ИК-5 УФСИН России по Оренбургской области прошло мероприятие, посвященное 200-летию со Дня рождения Ивана Тургенева - УФСИН по Оренбургской области В рамках декады русского языка и литературы «Живое русское слово» в учебно-консультационном пункте ИК-5 прошло мероприятие, посвященное 200-летию со Дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
20.10.2018 УФСИН по Оренбургской области
VI Международный фестиваль Мстислава Ростроповича пройдет в Оренбуржье - Министерство культуры и внешних связей С 22 по 25 ноября в Оренбуржье пройдет VI Международный фестиваль Мстислава Ростроповича под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Ростропович.
19.10.2018 Министерство культуры и внешних связей
Картина протоиерея Сергия Баранова «Далеко» производства творческой студии «Лети высоко» посвящена судьбе Оренбургского казачества.
12.10.2018 Орская Газета
Без преувеличения самым ярким событием сентября в культурной жизни Орска стали гастроли Национального филармонического оркестра России под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова.
09.10.2018 Орская Газета
Мичуринский драматический театр Тамбовской области и Орский драматический театр — проведут обменные гастроли!
05.10.2018 Орская Газета
С днем рождения, Павел! - ХК Южный Урал    Сегодня, 20-го октября, день рождения отмечает защитник хоккейного клуба «Южный Урал» Павел Валентенко .
20.10.2018 ХК Южный Урал
На базе школы № 29 прошел товарищеский матч по мини-футболу среди дворовых команд Октябрьского района.
18.10.2018 Орская Газета
Моросящий осенний дождь не помешал участникам финального турнира Кубка главы города по футболу среди учащихся 5-6 классов показать яркую, атакующую игру.
15.10.2018 Орская Газета
После того, как ХК «Южный Урал» прервал серию поражений из шести матчей кряду, выиграв в Ханты-Мансийске у «Югры» 2:1 (обе шайбы провели защитники Никита Жлоба и Иван Гавриленко), казалось, что все огорчения позади.
15.10.2018 Орская Газета
<br /><br /><a class="sigProDownloadLink" href="/plugins/content/jw_sigpro/jw_sigpro/includes/download.php?file=images//18.10.2018/2//1.jpg">Download this image</a> - Министерство здравоохранения Вчера, 17 октября, в городской клинической больницеим.Пироговаг.Оренбургав ходе производственного совещания состоялось посвящение в профессию молодых специалистов,
18.10.2018 Министерство здравоохранения
На трассе Оренбург – Самара в результате ДТП автомобиль «ВАЗ» разорвало на части - Time56.Ru Накануне на 306 километре автомобильной дороги Самара – Оренбург у села Старая Белогорка Новосергиевского района произошло столкновение четырех автомобилей: двух автомобилей «Киа», «Нивы» и «ВАЗ-2114».
19.10.2018 Time56.Ru
По некоторым улицам областного центра, в связи с выводом в ремонт электрооборудования Оренбургского производственного отделения, будет отсутствовать электроэнергия.
20.10.2018 Time56.Ru