"Восток-Запад": все билеты проданы!

Второй международный фестиваль "Восток-Запад. Классика и авангард" отличился классическими гостями и авангардной организацией
Среди приглашенных были актеры, режиссеры и продюсеры из разных стран. Участники кинофорума обменивались мнениями о фильмах, говорили о совместной кинопродукции, о выходах на различные рынки. Некоторые "круглые столы" переносились, например, с трех часов дня на двенадцать, и заранее об этом мало кто знал. Киносеансы получили более выгодное время за счет открытия дополнительных залов в кинотеатрах, но фильмы для детей и взрослых менялись местами в самый последний момент. По замыслу организаторов, в Оренбурге должны были представить свои проекты Алексей Учитель, Тимур Бекмамбетов и Никита Михалков. Но ничего этого не было, хотя Никита Сергеевич на открытие фестиваля все же прибыл.




День первый. Гармаш и дети

Во вторник в рамках программы "Сплетенные параллели" режиссер Станислав Лебедев и актер Сергей Гармаш представили на суд оренбургских школьников картину "Осторожно! Дети!"
- В двенадцать лет у человека начинается переходный период, это очень чуткий возраст, в этот момент дети открывают для себя новые интересы, - говорит режиссер. - Задача фильма - показать, как изменились два друга. Один мальчик - двоечник, а другой - отличник; у одного - семейные ценности, а другой иронизирует по их поводу. Но, в конце концов, один понимает прелесть взаимоотношений с отцом, а другой - прелесть уличной жизни.
На просмотре фильма присутствовали дети из соседних школ. Сергей Гармаш взял микрофон и сказал:
- Каждую субботу и воскресенье, когда я был маленький, я ходил в кино. Влюбиться в кино можно только в кинотеатре, никакое DVD его не заменит. Огромное вам спасибо за то, что вы пришли!
Сергей Леонидович хотел уже раскланяться, как у одной из зрительниц появился вопрос:
- Какие у вас планы в самое-самое ближайшее время?
- Планы очень хорошие, душевные - Булгаков, "Белая гвардия", - отвечает актер.
Директор кинотеатра перед прощанием просит режиссера от имени оренбургских школьников снимать побольше детского кино. На что Лебедев согласно кивает.
- Послушайте меня, - вновь берет микрофон Гармаш, возвращаясь к волнующему его вопросу. - С упорством кретина, так говорил мой педагог, повторяю вам: у каждого из вас есть дома DVD, но эта не та штука. Кино можно понять, почувствовать и полюбить, только когда ты находишься в зале и перед тобой большой экран.
- Когда вы снялись в самой первой роли, в каком возрасте? - вновь обнаружила себя активная зрительница.
- В картине "Отряд" в 24 года, это было в 84-м, - немного подумав, вспомнил Сергей Леонидович.
Возможно, актер с режиссером и ушли бы в этот момент, но все та же активная зрительница начала давать практические советы:
- Напишите какой-нибудь сценарий и приезжайте снимать фильм к нам, у нас ведь прекрасные дети! Приглашайте на ваши роли оренбургскую молодежь!
- Ну как же приезжать? - спросил Гармаш. - У нас в Москве тоже прекрасная молодежь, мы не можем ее оставить.
А Станислав Лебедев обещал передать это предложение в столицу.
День второй. Другая война
25 ноября шли сразу несколько творческих встреч с такими актерами, как Анатолий Кузнецов, Ирина Лядова, Наталья Суркова и с режиссером Олегом Коваловым.
Фильм "Одна война", который представляла Наталья Суркова, для нашей газеты особенно интересен. Дело в том, что сценарий к нему написала Марина Сасина, которая одно время работала в Издательском доме "Провинция". Картина рассказывает о пяти женщинах, обитающих на одном из островов Ладожского озера. Их дети рождены от немцев-оккупантов, потому и живут они на острове под охраной.
9 мая 1945 года для них стало и радостью, и горем одновременно. Разлучат ли их с детьми? Дадут ли амнистию? Что с ними будет, когда они вернутся на большую землю? Все эти вопросы задает себе каждая из героинь картины.
- Сценарий, честно говоря, был для меня культурным шоком, - признается Наталья Суркова. - Я никогда не сталкивалась с этой темой. Меня в детстве учили, что наше государство самое гуманное и лучшее, поэтому я была потрясена, когда узнала, что во время Великой Отечественной войны красная армия не только выгоняла немцев со своей территории, но и "зачищала" русских женщин, у которых есть дети от фашистских оккупантов! Условия съемок были очень тяжелые - ветры, дожди, холод. Хотя на улице был май, температура не поднималась выше восьми градусов. Для меня этот фильм выстраданный.
Я интересуюсь, общается ли актриса с Мариной Сасиной, и поясняю, что связывает женщину с нашей газетой.
- Мы с ней подружились и общаемся очень тесно, она совершенно уникальная девушка! В тридцать с небольшим лет написать такой глубокий сценарий! Я сейчас позвоню ей! - восхищается Суркова, набирая номер.
Наталья и Марина несколько минут поговорили по телефону, после чего Наталья сообщила нам радостную новость:
- На днях фильму "Одна война" дали приз в Каире!
На встрече со зрителями Наталья Суркова сказала, что она не популярная актриса, потому что и не пытается ею быть. Но после сеанса ко мне подошла одна пожилая женщина и попросила карандаш, чтобы записать имя "непопулярной" актрисы и посмотреть другие фильмы с ее участием.
День третий. Как попасть в кино?
Одновременно с тем, что члены жюри и организаторы сетовали на то, как мало людей ходит на фильмы, обычные оренбуржцы не могли купить билет в полупустой зал. Молодая женщина около пятнадцати минут требовала к себе внимания администраторов, а затем еще несколько минут выясняла, почему ей нельзя посмотреть картину "Люди добрые", если в зале есть свободные места? Через некоторое время она все-таки прошла на сеанс.
Татьяна Яковенко, представлявшая в тот день картину, переживала, как зритель воспримет серьезный фильм.
- В зале очень много молодежи, и вы не пожалеете, если досмотрите этот фильм до конца. Возможно, вам нравятся другие истории, но эта тоже хорошая, - заметила Татьяна Александровна. - У меня есть 17-летний сын, и я все картины проверяю на нем. Эта ему понравилась.
В основе сюжета лежат события 1941 года. Сестры Александра (Татьяна Яковенко), Анна и Софья живут в небольшой уральской деревушке. Но привычный уклад жизни рушит война. Не успев проститься с семьями, их мужья, обвиненные в измене родине, сбегают на фронт добровольцами. С войны возвращается Иван, которого все считают погибшим, и узнает, что Александра готовится к свадьбе с участковым Римасом, который должен был его арестовать.
- Война затронула каждую семью. Моя бабушка каждый год 9 мая доставала дедушкины письма и перечитывала их, - рассказывает актриса. - Эти треугольнички до сих пор у меня хранятся. В картине я играю в ее сережках, думаю, именно они мне помогли.
Фильм снимался в Ярославской области, на фоне великолепной природы. Кстати, актеры жили в деревне Мужиково, рядом была деревня Бабьино, а снимали в деревне Голубково.
Помимо современных работ местные жители могли увидеть один из культовых фильмов, вышедших на экраны в 1983 году. Правда, режиссер картины "Жидкое небо" Слава Цукерман признался, что просмотр в этот раз будет не совсем обычным:
- Я должен предупредить вас, что мы привезли фильм на DVD. Причем это пиратский диск с одноголосым переводом. Я даже не знаю, сколько раз его копировали и откуда. Поэтому не могу поручиться за изобразительное качество, но могу сказать, что у первоисточника оно было прекрасное!
Зрители проводили режиссера аплодисментами.
День четвертый и заключительный. Кто такая Анна Каренина?
Самым ожидаемым событием был приезд живого классика, режиссера Сергея Соловьева. Так получилось, что встреча с ним прошла в рамках "круглого стола", на котором всех собравшихся призывали решить вопрос: нужен ли нам русский Бетман? Соловьеву Бетман не нужен, по его мнению, в современной России нет героя. Он снял фильмы "Асса-2" и "Анна Каренина" (они прибыли на фестиваль вне конкурсной программы), которые висят в воздухе и неизвестно, выйдут ли на большой экран. На вопрос режиссера, почему так происходит, прокатчики дали конкретный ответ: никто из людей, которые ходят сегодня в кинотеатры, не знают, кто такая Анна Каренина.
Сергей Соловьев считает Анну Каренину идеалом русской женщины. Ее история - это история гипертрофированной совести. 
- Мораль ведь во все времена одинакова: и во времена Иисуса Христа, и во времена графа Толстого, и сегодня, - рассуждал режиссер. - Либо она есть, либо ее нет.
Сегодня зритель сам выбирает, какой фильм ему смотреть. И, как сказал Соловьев, уже невозможно одни фильмы полностью заменить другими. Важна пропорция. А чтобы эту пропорцию соблюсти, необходима жесткая политическая воля.
По мнению режиссера, молодежь сегодня не интересуется интеллектуальным кино, для них важен успех. Фильм "Асса-2" - отражение современности, и на его создание режиссера подвигло само время.
- Раньше было время каких-то смешных надежд, ожидания перемен, но, уверяю, мы хотели не этих перемен! - заключил почетный гость.
Церемония закрытия прошла традиционно в здании драматического театра. Организаторы дарили гостям цветы, пуховые платки, а победителям вручали награды - золотого сарматского льва. Сергей Соловьев получил приз за вклад в киноискусство.
На фильм-закрытие "Анна Каренина" билетов не было за три дня до показа.
Ирина ЮЗБЕКОВА

Режиссура - интимный вопрос
Виктория ТОЛСТОГАНОВА, актриса театра и кино
- Вы не первый раз выступаете в роли члена жюри на кинофестивале. Есть какие-нибудь отличия на этот раз?

- Нет, моя работа ничем не отличается - я смотрю кино. Но в жюри всегда непросто, и часто этого делать нельзя. У меня был большой перерыв, я уже забыла ощущение от этого, а сейчас вот вспомнила и в ближайшие годы не буду членом никакого жюри. Воспринимать кино - это сложная работа.
- Вы хотели бы попробовать себя в роли режиссера или сценариста?
- Как ни странно, это для меня интимный вопрос, я не буду на него отвечать.
- Какая ваша роль наиболее дорога?
- Из тех фильмов, которые уже вышли, - роль в фильме Вадима Абдрашитова "Магнитные бури". Это было давно, но фильм остается в моей душе. Есть еще работы, которые готовятся, и они мне дороги по разным причинам, но о них говорить еще рано. Например, должен выйти фильм "Утомленные солнцем - 2", в котором я принимала непосредственное участие. Эту картину я, безусловно, очень жду.
- Что может заставить вас отказаться от роли?
- Плохой сценарий или режиссер, с которым я не хочу работать. Если сценарий хороший, не может быть никаких табу. 

Наши медсестры любили немцев
Татьяна ЯКОВЕНКО, заслуженная артистка России, продюсер

- На фестивале вы представляли фильм о Великой Отечественной войне "Люди добрые". Что вдохновило вас на эту тему?
- Мои прадедушки погибли на войне, а моя бабушка, которая безумно любила своего мужа, прожила с ним только год - он ушел на войну и не вернулся. Дед был очень талантлив - играл на гармошке, участвовал в самодеятельности, танцевал. Мой отец родился в 1940 году, и бабушка, после того как в 43-м получила известие о том, что супруг пропал без вести, больше не выходила замуж. Она сознательно выбрала одиночество, потому что любила только одного человека, которого у нее отняла война. И так во многих семьях.
У немцев, которых сгоняли в Россию, также дома оставались любимые, родители, дети. И сейчас есть возможность рассказывать о войне с другой стороны. Мы, например, долго не говорили о том, что случались сумасшедшие романы между немцами и русскими медсестрами. А ведь в любое время человек хочет одного - жить, любить и быть любимым.
- Что для вас представляет интерес в профессии?
- Мне всегда интересна тема любви. Безумно хотелось бы сыграть историческую личность, например Софью Ковалевскую или Екатерину Вторую. Но у меня в основном современные героини. Я работаю в "Театре на Покровке" у Сергея Арцибашева, там мы ставим классику. А многие телевизионные деятели забывают о духовности, они думают, что зритель - быдло и ему все сойдет.
- Вы не только актриса, но и продюсер. Что вас заставило сменить род деятельности?
- Мне вдруг захотелось делать свои проекты, брать свой материал и свои темы. Я окончила Щукинское училище в 1985 году и исполнила главную роль в фильме "Приговоренный". После этой роли на меня посыпалось множество предложений, но в 90-м году кинематограф встал, кино не снимали, на "Мосфильме" выращивали помидоры и продавали велосипеды. Я много работала в театре и набиралась опыта. А в тот момент, когда кинематограф стал зарождаться вновь, поняла, что места у меня нет. И в тот момент подумала: почему бы мне не начать реализовывать свои идеи? Вот уже лет пять как у меня это получается.

"Я не готова купить дом за шесть миллионов!"
Наталья СУРКОВА, заслуженная артистка России:

- Какие темы в кино вас интересуют?
- Общечеловеческие. Все молодые артистки стоят перед выбором, как жить дальше: удариться в гламур или идти другим путем? У меня было искушение делать стрижку каждую неделю и начать следить за тем, куда и что уколоть. Но я поняла, что это не мое. Потому что я чувствую близость к природе, к земле. Я хочу жить как моя мама, бабушка и прабабушка. Если надо, сажать картошку, если не надо, то можно пойти и маникюр сделать. Я хотела, чтобы не няня растила моих детей, а я сама. Пусть они знают, что такое домашняя яичница и домашние пироги! Я умею печь и, если надо, смогу связать и сшить. И считаю, что это правильно, потому что женщина должна дружить и с руками, и с мозгами, и с лицом.
- Как вам Оренбург?
- Это не первая моя встреча с вашим городом. Мой любимый театральный режиссер Семен Спивак одно время был художественным руководителем в вашем театре, ставил здесь спектакль, и я приезжала на премьеру. Но города до сих пор не видела.
Сейчас я в том возрасте, когда хочется собирать культурные ценности. Ваш город стоит уважать за то, что здесь очень много частных домов. Я мечтаю о своем доме, но не знаю, когда исполнится моя мечта. В Петербурге, где я живу, частный дом стоит столько, что у меня мутнеет в глазах! Готовый дом, в двух часах езды от Питера по хорошей дороге - 6 миллионов рублей! И это еще божеские цены. Пока я к такому не готова.
- Чем именно вам интересен фестиваль "Восток-Запад"?
- Я очень редко куда-то езжу, у меня катастрофически не хватает времени. Но меня убедили, что я должна поехать в Оренбург! И я ни секунды об этом не пожалела. Здесь я встретила друзей, с которыми не виделась годами - Сережу Гармаша, Татьяну Яковенко, Никиту Михалкова. Мы постоянно общаемся, буквально до глубокой ночи, пока голова сама не летит на подушку. Этот фестиваль только второй, и дай Бог, чтобы он стал хорошей традицией. Ведь фестиваль - прекрасная реклама для города, это денежные поступления, это работа для людей, поэтому пусть он будет.

опрос
Плюсы и минусы кинофестиваля
Арво ИХО, кинорежиссер, Эстония:

- Когда я впервые услышал о нем, то подумал, что это здорово. Потом, когда приехал и увидел, как мало народу в залах, то немного разочаровался. Я специально спросил, почему так получилось и молодежь не пришла на показ? Мне объяснили, что сейчас карантин. Очень жаль. Конкурсная программа была настолько разношерстная, что у нас были большие сложности. Но, надеюсь, мы приняли правильные решения. 



Слава ЦУКЕРМАН, кинорежиссер, США:
- Организация фестиваля замечательная! Я получил огромное удовольствие. Город, насколько я успел посмотреть, довольно интересный. Хотелось бы увидеть больше, но время не позволяет - очень тяжело смотреть по три фильма в день. Мне нравится концепция фестиваля. Теперь в мире моден антиглобализм, но я считаю, что бессмысленно быть анти чего-то. Не может быть антизимы или антилета.
В Оренбурге люди ничем не отличаются от жителей Нью-Йорка или Москвы. Все так же одеты и так же смотрят телевизор. И таким мир стал сравнительно недавно. Поэтому фестиваль "Восток-Запад" и фильмы, которые здесь представлены, мне очень нравятся.

Станислав БАБИЧ, продюсер, Хорватия:
- Я в первый раз в России и, конечно, в этом городе. У меня нет большого опыта работы на фестивалях, но я получаю огромное удовлетворение от членства в жюри, потому что там прекрасная атмосфера, - нам не пришлось сражаться друг с другом, решения принимались очень быстро, буквально за полчаса. У нас сложилось практически единое мнение о том, как определять, какая картина будет лучшей. Я продюсер и кое-что знаю о фильмах. И поэтому сейчас слушал свое сердце и свои чувства. Спасибо фестивалю и городу Оренбургу за то, что пригласили меня. 

Виктория ТОЛСТОГАНОВА, актриса театра и кино, Россия:
- Я думаю, что концепция фестиваля "Восток-Запад" - это, грубо говоря, арт-хаусный фильм. Я люблю такое кино, а мейнстрим смотрю сложнее. Это плюсы фестиваля, то, что мне нравится. И Оренбург тоже очень понравился.


Статуэтки "Золотого Сарматского льва" получили:
1. Сергей Соловьев - приз "За вклад в киноискусство".
2. Алан Ливерич - приз за лучшую мужскую роль в картине "Ничей сын".
3. Лоранс Ритта - приз за лучшую женскую роль в картине "Сплетенные параллели".
4. Ове Раймонд Гилденас - приз за лучшую режиссеру в картине "Томми в аду".
5. "Томми в аду" - лучший фильм.
                                                                                                           

 

 

 
По теме
В Сорочинске спасатели помогли оказавшемуся в потоке воды под мостом водителю Евгения Богданова Фото: кадр видео В Сорочинске спасатели помогли оказавшемуся в потоке воды под мостом водителю.
Прокуратурой Дзержинского района г. Оренбурга поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении местного жителя.
В Соль-Илецке мужчину осудят за покушение на убийство двоих детей Анастасия Инчина В присутствии экс-возлюбленной и полицейского мужчина схватил нож и побежал в спальню к своим детям, чтобы их убить Фото:
В Новосергеевком районе сотрудники полиции нашли пропавших рыбаков Евгения Богданова К сожалению, 55-летний мужчина был без признаков жизни, предварительно, он умер от переохлаждения Фото:
Специалисты были вынуждены изменить постоянные схемы электроснабжения Анастасия Инчина В села Мухраново, Сладково, Рассыпное, Яман, Раздольное, Заживное, Студеное направили передвижные резервные источники электроснабжения.
Центральным районным судом г. Оренбурга рассмотрено уголовное дело в отношении ранее не судимого местного жителя, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.
Центральный районный суд
Оренбуржец хотел откупиться от призыва за 40 000 рублей - Time56.Ru Ленинским районным судом города Оренбурга было рассмотрено уголовное дело в отношении 35-летнего местного жителя, который обвинялся в совершении мошенничества по части 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Time56.Ru
Институту - Академии - Университету - 80! - ОрГМУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в 2024 году отмечает свой 80-л
ОрГМУ
Туберкулёз не приговор - Вечерний Оренбург Константин Копылов Накануне Всемирного дня борьбы с туберкулёзом главный врач Оренбургского областного клинического противотуберкулёзного диспансера,
Вечерний Оренбург
Новости чемпионата среди юниоров - ООМК 27 марта на Региональном этапе Чемпионата "Профессионалы" - 2024 среди юниоров соревновались участники по компетенциям "Фармацевтика", "Лечебное дело (Фельдшер)", "Медицинский и социальный уход".
ООМК
Секреты закулисья - Вечерний Оренбург Константин Копылов Самый загадочный театр – это театр кукол. Ширмы, тени, силуэты, сами движения кукол создают ощущение волшебства.
Вечерний Оренбург
Вместе на сцене и дома - Вечерний Оренбург Константин Копылов О профессии, куклах, театральной семье и зрителях, которые всё понимают, корреспонденту «ВО» рассказывают супруги, артисты-кукловоды Оренбургского областного театра кукол Иван Панин и Анастасия Вялкова.
Вечерний Оренбург