В селе Черный Отрог открылась новая экспозиционная площадка – Башня сельпрома, рассказывающая о сельских производствах и, в первую очередь, главном из них – пуховязании и черноотрожской пухартели в Оренбургской области.
Новый комплекс Музея Черномырдина и состоит из ряда объектов. Во-первых, это само здание водонапорной башни1967–1969 гг. постройки, расположенное при въезде в село и являющееся одной из архитектурных доминант Черного Отрога. Постройку привели в порядок и украсили платочным орнаментом, превратив в арт-объект «платочная башня». Автор архитектурного проекта Александр Алексеев.
Во-вторых, большой водяной бак, извлеченный из недр сооружения и расписанный воронежским художником Яном Посадским. Сюжеты росписи также навеяны платком и пуховым промыслом.
В-третьих, это экспозиции (кураторы – Елена Лебедева, Виктория Кандыбина). Уличная рассказывает о сельских производствах, функционировавших в Черном Отроге, когда село было райцентром Гавриловского района (1936 по 1959 гг.). Здесь размещались районные органы власти, печаталась газета, работали кирпичный завод, промкомбинат, объединявший несколько производств: гончарное, кузнечно-слесарное, обозно-ремонтное, пимокатное (изготовление валенок), кожевенное. После войны появился райпотребсоюз, к которому относились: сапожная, швейная, деревообрабатывающая мастерские, фотоателье, парикмахерская. В селе работали раймаслоцех и цех брынзы, пекарня и молокозавод (Черноотрожский сепараторный пункт). Одним из передовых предприятий области был Черноотрожский лесхоз.
Экспозиция внутри башни посвящена оренбургскому пуховому платку и Черноотрожской пухартели, работавшей с 1927 по 1993 годы. В 1970-х годах в штате пухартели числились свыше 250 мастериц-надомниц. Рабочий процесс был четко выстроен – артель делилась на несколько подразделений, руководила коллективом начальница производства. Ей помогала технорук, контролировавшая качество работ и соответствие стандартам. Мастериц обеспечивали всем необходимым (пухом, нитью и проч.), забирали готовые изделия, за работу платили зарплату. У артели в целом и каждой вязальщицы в отдельности был жесткий план, сроки и нормы сдачи (очень высокие). Многие мастерицы были удостоены наград и званий. Пятьдесят пять вязальщиц в 1970-х годах носили звание ударника коммунистического труда.
Башня сельпрома будет работать для посетителей до 4 ноября каждую субботу и воскресенье с 12 до 16 часов. Проект реализован при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, партнеры – ООО «Газпром добыча Оренбург», Банк ВТБ.